Памятники древнегреческого искусства
доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое
представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое.
Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, —
это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших
мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление
истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в
сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства,
так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о
художественной жизни Древней Греции.
Основным источником наших знаний об
искусстве Древней Греции являются сохранившиеся памятники. Архитектурные
и скульптурные памятники Афин, Пестума или Олимпии дают нам высочайшие
образцы художественного творчества греческого народа. Но многие античные
статуи, до нас дошедшие, не являются греческими подлинниками. О
значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по
мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета
Римской империи (1 — 2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои
дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так
как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в
годы гибели античного общества, а мраморные — в большей своей части
разрушены, то часто только по римским копиям, обычно при этом неточным,
мы можем судить о ряде шедевров греческой скульптуры.
Греческая живопись в подлинниках также
почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески
позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние
образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы
римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески,
найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде
других мест. До некоторой степени представление о монументальной
живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но
греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной
как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие
до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую
художественную ценность.
Изображения на греческих монетах,
маленькие статуэтки, ювелирные изделия, также художественно ценные сами
по себе, часто интересны и тем, что сохраняют нам более или менее
приблизительные копии несохранившихся памятников монументального
греческого искусства.
Большое значение при изучении греческого
искусства имеют также письменные свидетельства древних авторов,
описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих и
древнеримских литературных произведениях, стихах, философских трактатах и
т. п. Наибольшее значение в качестве источников истории греческого
искусства имеют «Описание Эллады Павсания, «Естественная история»
Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй»
Калли-страта, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.
Древняя архитектура
Автор: Stelana
6 Май 2013
6 Май 2013
Средняя оценка: 4.6
Голосов: 4
Голосов: 4