В
наше время проблема возрождения народных традиций, художественных росписей предметов быта, орудий труда и приобщение человека с детского
возраста к народному творчеству стоит особенно актуально.
Для выполнения даже самой сложной по цвету росписи вполне достаточно иметь три основные цвета.Хохлома — это явление уникальное не только в масштабах России, но
и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием
одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании
многовекового народного опыта в этом промысле была выработана
оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.
Городецкая роспись — большое явление в русском народном творчестве.Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в
Нижегородской губернии, в деревнях, расположенных на берегах Узолы, в
селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др,
недалеко от крупного села Городец, на ярмарке которого продавались
изделия мастеров. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях,
получила название Городецкая. Роспись, ни на что не похожая,
одновременно и смелая и наивная, непритязательная и форсистая. Городецкую роспись исполняли по яркому фону — желтому, красному, синему, черному холодным способом (без закалки в печах) темперными красками, разведенными на яйце, сейчас используют готовые темперные краски.
Современная городецкая роспись выполняется на цветном или на светлом естественного цветы древесины фоне. Характерные для неё мотивы: чёрные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками.
Фигуры располагали симметрично относительно центра. Рядом с фигурами
постоянно присутствуют крупные цветочные мотивы с листьями.
Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю
развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла,
существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные
крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря,
производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные
изделия мастеров этого промысла — матрешки, пасхальные яйца, грибы,
детские игрушки (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки),
солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и
сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало.
Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками», или «турурушками», что в
народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы. Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись
наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед
росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его
поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным
клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.
Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная и желтая.
Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется
цветом. Обязательный прием майдановской росписи — "наводка" (обводка рисунков черных цветом),
В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или
пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на
определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый
цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее
ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая
сверху синюю, получают ярко-зеленый.
Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение
композиции, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с
древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую
связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой
поверхности прялки. Пермогорские прялки — корневого типа с большой
широкой лопаской. Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части.
Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатлений
неустойчивости, т.к. переход от лопаски к стояку был ступенчатым,
широким и уравновешивал такую композицию.
Народное творчество
Автор: Stelana
15 Окт 2012
15 Окт 2012
Средняя оценка: 3.2
Голосов: 2
Голосов: 2